Вопросы и ответы

Частые вопросы

Степень опасности промышленных отходов варьируется от малоопасных до чрезвычайно токсичных.
Промышленные отходы подразделяются на классы опасности согласно федеральному классификационному каталогу отходов:

I класс — чрезвычайно опасные
II класс – высокоопасные
III класс — умеренно опасные
IV класс — малоопасные

Переработка и утилизация промышленных отходов выполняется различными способами:

1. Механическое обезвреживание. Выполняется подготовка к измельчению и сепарации.
2. Биохимическая утилизация отходов. Утилизация отходов с использованием микроорганизмов.
3. Диффузионное обезвреживание. Выполняется перенос массы вещества благодаря сушке, дистилляции и кристаллизации.
4. Химическое обезвреживание. Используется для изменения характеристик вещества.
5. Тепловая утилизация. Выполняется сжигание или пиролиз. Требуются специальные установки и печи.
6. Гидродинамическая утилизация. Выполняется утилизация промышленных отходов путем разделения смеси остатков и дальнейшего перемещения в разных аппаратах.

Весь процесс утилизации состоит из следующих этапов:

1. Организация сбора. Должны быть организованы площадки или склады для сбора и временного хранения различных видов отходов.
2. Вывоз отходов. Организация своевременного вывоза отходов препятствует нарушению экологического состояния в месте их хранения.
3. Переработка и утилизация.
4. Размещение отходов. Производится в случае, если отходы не подлежат дальнейшей переработке и использованию.

ООО «ТехноЛидер» осуществляет свою деятельность на территории России, мы можем осуществлять сбор и транспортирование отходов из любого субъекта.

ООО «ТехноЛидер» выдает следующий пакет документов: договор, акт приема-передачи, акт выполненных работ и другие документы при необходимости.

Паспорт опасных отходов — это документ, удостоверяющий принадлежность отходов к определённому виду и классу опасности, а также содержащий сведения об их составе, свойствах, условиях обращения и мерах предосторожности.

Согласно законодательству РФ, каждый вид отходов требует отдельного паспорта.

— Для утилизации, обезвреживания, транспортировки и захоронения, предприятия должны производить паспортизацию отходов.
Независимо от вида деятельности такими паспортами должны обладать практически все предприятия.

— Класс опасности отхода присваивается после исследования в аккредитованной лаборатории на основании компонентного анализа.
На предприятия, вывозящие отходы без соответствующих документов, либо с документами, оформленными ненадлежащим образом, могут быть привлечены к юридической ответственности .

— Некорректная паспортизация является прямым нарушением законодательства
Занижение класса опасности приводит к нарушению технологии утилизации, нанося вред окружающей среде и здоровью людей. При завышении класса опасности отхода, предприятие несет избыточные расходы.

Сразу отметим, что на вопрос, кто является лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы, законодательство об отходах производства и потребления не дает однозначного ответа.

При этом Федеральный закон от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» возлагает именно на лиц, в процессе деятельности которых образовались отходы, ряд обязанностей в области обращения с этими отходами, в частности:

  1. Отнести отход к конкретному классу опасности
    и разработать паспорта на образующиеся отходы
    I – IV класса опасности;2. Предоставить копии паспорта отходов и материалы, обосновывающие отнесение отходов к конкретному классу опасности, в территориальный орган Росприроднадзора;3. Разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);Разрешительные и проектные документы :• Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
    • Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
    • Документ о проведении мониторинга ОРО (при наличии самостоятельного эксплуатируемого ОРО).
    • Решение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов (при наличии).4. Назначить лиц, осуществляющих деятельность
    по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV класса опасности;5. Направить на обучение лиц, которые допущены
    к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV класса опасности и получить свидетельство (сертификат) на право работы с отходами I — IV класса опасности данными лицами;6. Назначить должностное лицо, ответственное за допуск лиц к обращению с отходами;7. Разработать Программу производственного экологического контроля;8. Обеспечить первичный учет отходов;9. Вносить плату за негативное воздействие
    на окружающую среду при размещении отходов.

Временное складирование отходов производства определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.1.7.1322-03), а также утвержденным проектом предприятия по обращению с отходами.
Хранение отходов на производственной территории предназначается для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов, а также использования отходов в последующем технологическом процессе.

В зависимости от вида и химического состава отходов допускается складирование:
 • в производственных или вспомогательных помещениях;
• в нестационарных складских сооружениях ;
• в наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
• в вагонах и прочих специализированных передвижных средствах;
• на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Хранение твердых отходов разрешается:
I класса — исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны);
II класса — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах);
III класса — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках;
IV класса — навалом, насыпью, в виде гряд.

Хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается.

В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I — II классов опасности должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках на поддонах.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие правила:

• временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
• поверхность хранящихся отходов должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров;
• поверхность площадки должна иметь водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
• по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
• поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Малоопасные (IV класс) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ

Предельное накопление количества отходов на территории предприятия, которое единовременно допускается размещать на его территории, определяется предприятием в каждом конкретном случае на основе баланса материалов, результатов инвентаризации отходов с учетом их макро и микросостава, физико-химических свойств, в т.ч. агрегатного состояния, токсичности и уровней миграции компонентов отходов в атмосферный воздух.

Критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30% от ПДК в воздухе рабочей зоны.
Предельное количество отходов при открытом хранении определяется по мере накопления массы отходов в установленном порядке.

Предельное количество накопления отходов на промышленных территориях не нормируется для:
• твердых отходов, концентрированных жидких и пастообразных отходов I класса опасности, упакованных в полностью герметичную тару в закрытом помещении, исключающем доступ посторонних лиц;
• твердых сыпучих и комковатых отходов II и III класса, хранящихся в соответствующей правилам хранения таре.

В указанных случаях предельное временное количество отходов на территории устанавливается с учетом общих требований к безопасности химических веществ: пожаро и взрывоопасности, образования в условиях открытого или полуоткрытого хранения более опасных вторичных соединений

Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом на основании лицензии на обращение с отходами 1-4 класса опасности.

Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой.

Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

Сфера обращения с отходами производства очень обширна. И на всех этапах обращения с опасными отходами, при нарушении норм и правил обращения с отходами, существует опасность загрязнения окружающей среды, что, в свою очередь, может нанести существенный урон экологии и обществу.

Соблюдение законов, правил и норм в области обращения с отходами производства, контролируется множеством организаций, деятельность которых построена на основании ФЗ «Об отходах производства и потребления» N 89-ФЗ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» N 52-ФЗ, СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», а также на основании иных правовых и нормативных документов.

Все надзорные и контролирующие органы можно относительно разделить на 3 группы:
• Экологическая безопасность
• Безопасность человека
• Промышленный контроль

Экологическая безопасность:

1. Экологическая безопасность:

Министерство природных ресурсов и экологии РФ
— государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзор)

— государственный земельный надзор,
-Надзор в области обращения с отходами;
— надзор в области охраны атмосферного воздуха,
— надзор в области использования и охраны водных обьектов.

2. Безопасность человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
— контроль деятельности предприятий общественного питания.
— контроль водных объектов общественного пользования
контроль за разработкой проектов строительства зданий и сооружений проверка условий деятельности работников
— контроль в области утилизации отходов
• проверка гигиенического состояния обьектов. выдача санитарно-эпидемиологических заключений

3.Промышленный контроль .

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
— экологический надзор в промышленной безопасности, строительстве и энергетическом комплексе.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта федерации (профильное министерство или комитет)
соблюдение законодательства в области охраны атмосферного воздуха;
соблюдение законодательства в области обращения с отходами;
— соблюдение водного законодательства,
— соблюдение законодательства об особо охраняемых природных территориях

Экологический сбор — это обязательный платёж, который взимается с производителей и импортёров товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, если они самостоятельно не обеспечивают такую утилизацию.

Согласно Федеральному закону № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем, импортером товаров путем :

1.организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров

  1. путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, предприятиями, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов).3.Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров.

    В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Если производители и импортеры товаров не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров или нормативы утилизации отходов не были достигнуты, эти производители и импортеры товаров обязаны уплатить экологический сбор.

Таким образом, теперь производители и импортеры товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, должны представлять следующую документацию:
• декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в т.ч. упаковки, подлежащих утилизации;
• отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств;
• расчет суммы экологического сбора (при несоблюдении нормативов утилизации отходов).

Декларацию, Отчетность необходимо представить до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом (календарным годом).
Экологический сбор уплачивается производителями (импортерами) товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в перечне, в срок до 15 апреля года следующего за отчетным годом.